Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Тезисы выступления Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан К.Н.Шагимуратова на заседании Правительственной комиссии Республики Башкортостан по вопросам эффективного и целевого использования средств бюджета Республики Башкортостан 30 апреля 2019 года, Дом Правительства Республики Башкортостан

2 Мая 2019
20
0

 «О результатах контроля за предоставлением

и использованием межбюджетных трансфертов»

Контрольно-счетная палата Республики Башкортостан в рамках закрепленных полномочий осуществляет внешний контроль за законностью и результативностью использования межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджетам муниципальных образований.

Кратко остановлюсь на основных итогах проведенных в 2018 году Контрольно-счетной палатой проверок бюджетов муниципальных образований. Такие проверки проведены в Абзелиловском, Бакалинском, Мечетлинском, Нуримановском, Туймазинском муниципальных районах и в городском округе город Стерлитамак.

Общая сумма выявленных нарушений и недостатков составила
2 млрд рублей.

Основной объем нарушений допущен в ходе формирования и исполнения местных бюджетов, выполнения муниципальных заданий, а также при осуществлении закупок товаров, работ и услуг. В ряде случаев выявлены факты непринятия администрациями муниципальных образований должных мер по достижению социально-значимого эффекта от использования субсидий и субвенций, выделенных из бюджета Республики Башкортостан.

По всем нарушениям и недостаткам, выявленным в ходе проверок, Контрольно-счетной палатой внесены представления с требованием устранения и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

По итогам проверок сумма наложенных административных штрафов в части использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, составила 62,3 тыс рублей. К дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения привлечено 195 должностных лиц,
в том числе 6 освобождено от занимаемой должности. Принято мер по устранению нарушений в объеме более 520 млн. рублей.

В ходе проверок выявлены следующие характерные нарушения.

Уполномоченными органами не осуществлялся должный ведомственный и муниципальный контроль за целевым и эффективным использованием межбюджетных трансфертов. В результате выявлены неединичные факты направления бюджетных средств на оплату невыполненных работ при предоставлении субсидий выделенных на капитальное строительство и капитальный ремонт, случаи непоставки и длительного простоя оборудования, нарушения при использовании субсидий на улучшений жилищных условий льготных категорий граждан.

Кроме того, установлены факты неисполнения требований Бюджетного кодекса в части:

- отсутствия в соглашениях между администрациями муниципальных образований и получателями субсидий условий о согласии получателей на осуществление проверки использования данных средств;

- отсутствия в ряде муниципальных программах методики расчета части субсидии, подлежащей возврату в случае невыполнения получателями условий их предоставления.

Приведу несколько примеров.

В Туймазинском районе выявлено 18 фактов нарушений при постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Так, без учета пятилетнего срока с момента ухудшения жилищных условий,
а также намеренного их ухудшения предоставлены субсидии на приобретение жилых помещений в размере 16,0 млн рублей.

В Стерлитамаке Администрацией города в надлежащем порядке не проведена экспертиза 12 жилых помещений стоимостью 11,0 млн рублей, приобретенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, не исполнены обязательства по обеспечению таких детей жилыми помещениями. Так, в 2015 году обеспечены 10 (36 %)
из 30 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а в 2016 году – только 2 (5,6 %) из 36.

В Бакалинском и Мечетлинском районах допущено неправомерное использование средств бюджета республики, выделенных на поэтапное доведение к 2018 году средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры до среднереспубликанского уровня, на единовременные выплаты работникам, не относящимся к сфере культуры в общей сумме
2,9 млн рублей.

В Туймазинском районе выплаты стимулирующего характера заместителям директоров 13 образовательных учреждений в сумме 16,1 млн рублей произведены без фактической оценки эффективности их деятельности. Кроме того, расчеты и выплаты премий работникам 24 учреждений образования в сумме 63,4 млн рублей осуществлены на основании критериев, не относящихся к профессиональной деятельности.

Значительный объем нарушений допущен муниципалитетами при использовании субсидий, выделяемых на капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт.

Так, при отсутствии заключения о соответствии вновь построенного детского сада на 140 мест требованиям технического регламента Администрацией Стерлитамака было выдано разрешение на ввод объекта
в эксплуатацию. В период гарантийного срока заказчиком выявлено множество недоделок: наличие сквозных отверстий на стыках наружных и внутренних стен, протечки кровли, неработоспособность системы вентиляции и пожарной сигнализации, затопление отдельных мест подвала и другие. В результате, через два года эксплуатации, объект признан аварийным и во избежание причинения угрозы жизни и здоровью граждан дошкольное учреждение закрыто.

Вместе с тем на строительство детского сада направлено более 80 млн.рублей бюджетных средств, а на оплату услуг по строительному контролю и авторскому надзору – 1,0 млн. рублей.

Там же, в Стерлитамаке при строительстве школы на 1000 учебных мест установлен факт неправомерной оплаты недопоставленного ученического оборудования стоимостью 23,9 млн. рублей. Результатом выборочной проверки также подтверждены факты завышение цен на оборудование по всем позициям, формирования сметной документации без определения сопоставительного анализа цен, непроведения экспертизы достоверности сметной стоимости оборудования.

В ходе контрольных мероприятий также выявлены факты неэффективного использования бюджетных средств

Так, в Абзелиловском районе строительство водопровода в с.Аскарово стоимостью 27,6 млн рублей в установленный контрактом срок (до 15.06.2018) не завершено. На момент проверки не проведена предварительная промывка трубопроводов с дезинфекцией. Отдельные колодцы и пожарные гидранты установлены на разных уровнях (ниже или выше уровня земли); не установлены люки на колодцы, что привело к заваливанию их грязью и мусором. Отсутствует исполнительная документация. По требованию Контрольно-счетной палаты Администрацией района направлена претензия подрядчику об уплате штрафных санкций за ненадлежащее исполнение обязательств в сумме более 700 тыс рублей, а также подготовлена информация для включения подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.

Отдельно остановлюсь на вопросах предоставления субсидий для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В 2018 году на территории Республики Башкортостан Счетной палатой Российской Федерации и Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан проведены параллельные контрольные мероприятия по проверке реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2015 - 2017 годах, осуществляемых в рамках государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", а также реализации приоритетного проекта "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".

Результаты проверки также подтвердили наличие системных нарушений несоответствия муниципальных программ требованиям бюджетного законодательства, а также отсутствия в соглашениях между администрациями муниципальных образований и получателями субсидий условий о согласии получателей на осуществление проверки использования данных средств.

Учитывая необходимость не только точечного реагирования, но и применения мер системного регулирования вопросов устранения нарушений и последующей профилактики их недопущения, Контрольно-счетной палатой всем муниципальным образованиям рекомендовано разработать методики расчета целевых индикаторов и показателей, а также заключать соглашения с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Государственным комитетом РБ по предпринимательству и туризму разработана и включена в государственную программу методика расчета части субсидий, подлежащей возврату в бюджет Республики в случае недостижения значений показателей результативности использования субсидий.

В ходе проверок местных бюджетов установлены следующие нарушения:

Абзелиловский район

Получателями субсидий приобретено оборудование стоимостью 58,3 тыс. руб., не используемого по назначению (устранено в ходе проверки).

Бакалинский район

2 предпринимателя, получивших финансовую помощь в 2017 году на общую сумму 535,0 тыс. руб., не прошли краткосрочное обучение

Мечетлинский район

Допущено неправомерное предоставление четырем субъектам малого и среднего финансовой помощи, превышающие в 4,54 и 10 раз максимально установленные размеры, или в объеме 1,6 млн. руб

Нуримановский район

Отсутствовало согласие получателей субсидий на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий (ст.78 БК РФ);

Оказана финансовая поддержка в сумме 1149,1 тыс. руб. на развитие вида деятельности, не предусмотренного муниципальной программой;

Приобретено оборудование стоимостью 98,0 тыс. руб. не соответствующее указанному в смете расходов. Кроме того, фактически вышеуказанное оборудование на момент проверки отсутствовало;

20 предпринимателей, получивших финансовую помощь в 2016-2017 годах в сумме 4816,8 тыс. руб., не прошли краткосрочное обучение для начинающих предпринимателей;

Это все краткие итоги внешнего контроля фактического использования межбюджетных трансфертов.

Считаю необходимым сделать акцент на реализации превентивных мер по недопущению нарушений в данном направлении.

Мы должны четко понимать, что исполнение утвержденных проектов и программ возможно только при наличии должного контроля за эффективностью, результативностью использования выделяемых бюджетных средств как на уровне республики, так и на уровне муниципалитетов.